Новости
ГАСТРОМАРКЕТ - НАВСЕГДА ИЛИ НА ВРЕМЯ? Мнение В.П. Чеглова

В.П. Чеглов о гастромаркетах, мнение профессора базовой кафедры торговой политики РЭУ им. Плеханова.

В.П. Чеглов об инициативе АКИТ в отношении онлайн-торговли

Одной из актуальных проблем современной торговли становится рост ее трансграничной составляющей и активное проникновение на российский рынок зарубежных онлайн продавцов. И как всегда отечественный предприниматель не защищен. Инициативы сообщества российских продавцов или не слышат, или на них следует один ответ: власти заботятся о покупателе и его кошельке. Так ли это? Противоположная точка зрения, высказанная В.П. Чегловым в интервью для РБК-ТВ.

К видео...

Кто заплатит за воровство в сетевых магазинах

О кражах в магазинах, их причинах и последствиях для добросовестного покупателя в статье д.э.н. В.П. Чеглова.

Читать статью...

Осмысляя произошедшее. Профессиональное выгорание предпринимателя (управленца), или что - то другое? Что меня зацепило в интервью С. Галицкого

На сайте опубликован комментарий В.П. Чеглова на интервью бывшего владельца торговой сети "Магнит" Сергея Галицкого, данного им изданию "The Bell".

Читать комментарий...

Театр Архетипов в мире науки

Утро вечера мудренее

Спим - работаем. Бодрствуем - мозг калибруем. Как-то так я и подозревала. Собственно, отсюда такое богатство работы со снами!

Как выяснилось, восстановление мозгового гомеостаза, чем, собственно, и является сама пластичность, происходит исключительно во время бодрствования и подавляется во сне. Эта находка поднимают интригующий вопрос о возможном разделении «ролей» по разным «сценам» между различными видами пластичности на физическом уровне. То есть, например, те структуры, которые участвуют в консолидации памяти, должны быть достаточно удалены от тех, которые вовлечены в гомеостатический ребаланс, чтобы предотвратить возможные «помехи».

Есть большая необходимость в том, чтобы нейроны тщательно поддерживали средний уровень своей активности (частоты испускания импульсов), как термостат поддерживает температуру. Без такого гомеостатического (термостатного) контроля над частотой импульсов, что продемонстрировано на моделях нейронных сетей достаточно давно, не может происходить обучение, и сети впадают либо в эпилептоподобные состояния, либо уходят в полный покой.

1.png И.А. Чеглова

Пластичность нервной системы — наиважнейшее эволюционное приобретение мозга. Благодаря этому явлению может изменяться его структура под воздействием внешних факторов, а потерянные функции — возвращаться даже после обширных повреждений. Более того, даже наши собственные мысли способны повлиять на гибкие мозговые связи. Исследование, проведённое в лаборатории Турригиано и опубликованное в журнале Cell, показывает, что эти гомеостатические механизмы пластичности регулируют даже процессы сна и бодрствования. Но вот происходит это очень странным образом: в направлении, противоположном тому, как представляли ранее. Во время бодрствования — вместо сна.

Пластичность

Почему люди и другие животные спят — до сих пор физиологическая тайна, отчасти покрытая мраком. Одна из распространённых теорий — мозг во время сна воспроизводит воспоминания «оффлайн», чтобы их закодировать и записать на долгое хранение (консолидация памяти). Но есть и конкурирующие теории. Одна из них заключается в том, что сон важен, чтобы восстанавливать равновесие активности нейронов в мозговых сетях, которые теряют баланс во время бодрствования. Такая перебалансировка мозговой активности предполагает наличие механизмов гомеостатической пластичности, которые впервые обнаружены в университете Брандейс (Brandeis University) и тщательно изучены в ряде лабораторий, в том числе в лабораториях Брандейса и Турригиано (Turrigiano).

В течение многих лет изучение нейронального гомеостаза ограничивалось исключительно наблюдением за культурами клеток и подготовкой срезов. В 2013 году в лаборатории Турригиано впервые в естественных условиях нашли доказательства импульсного гомеостаза в головном мозге млекопитающих. Возглавляемые научным сотрудником Кейт Хенген, исследователи в течение 9 дней регистрировали активность отдельных нейронов в зрительной коре свободно передвигающихся крысят по 8 часов в день. В течение всего периода эксперимента один глаз у них оставался закрытым. Активность нейронов первоначально снижалась, но в течение следующих 4 дней частота импульсов нервных клеток возвращалась к базовому уровню, несмотря на потерю зрения. По сути эти эксперименты подтвердили то, что подозревали уже давно — активность нейронов в мозге действительно гомеостатически регулируется.

scheme

Благодаря тому, что появилась уникальная возможность изучить фундаментальный механизм пластичности мозга в живом организме, Хенген с коллегами продолжила анализировать, возможна ли связь между поведением млекопитающего и гомеостатической пластичностью. Чтобы по-настоящему оценить, как суточное поведение может влиять на баланс активности нейронов, необходимо было исследовать отдельные клетки без остановки в течение всего девятидневного эксперимента, а не оценивать единичные снимки каждый день. Чтобы это совершить, исследователям пришлось применить все свои творческие способности и придумать такое вычислительное решение, которое бы смогло быстро обрабатывать терабайты данных после более чем двухсотчасовой непрерывной съёмки.

В конечном счёте полученная информация показала, что отдельные нейроны имеют так называемую «точку отсчёта» для деятельности, которая всегда жёстко регулируется, несмотря на значительные изменения входного сигнала из окружающей среды.

Гомеостатическое восстановление равновесия наступало почти исключительно в периоды бодрствования, затормаживаясь во время сна, что стало непредсказуемым поворотом. Предыдущие прогнозы либо не предполагали никакой роли бодрствования в этом процессе ребалансировки, либо прямо говорили о том, что всё должно происходить именно во сне. Чтобы ещё раз убедиться в правильности своих выводов, исследовательская группа создала в лаборатории условия, доказывающие самую что ни на есть активную роль бодрствования: они задерживали у подопытных животных периоды активной жизнедеятельности во время того, пока организм «привыкал» к новому состоянию (происходило приспособление), что его дополнительно укрепляло.

Эта находка значительно углубляет понимание поведенческих, экологических и циркадных влияний на сбалансированные механизмы пластичности мозга.

Но исключает ли сон возможность пластичности? Как получается, что механизмы, требующие, чтобы произошли сложные акты транскрипции, трансляции и модификации, могут модулироваться за кратковременный период активности? И как осуществляется взаимная регуляция бодрствования и сна во время процесса ребалансировки? На эти и другие вопросы только предстоит ответить.

6_1.png Источник